Оля. Сама-себе-праздник. (applefox) wrote,
Оля. Сама-себе-праздник.
applefox

Во всем виноваты эльфы

Сходила вчера в "Плиний Старший" на лекцию по Толкину. Интересно. Постановка вопроса звучала как "Мир Толкина - фэнтези или классика?", а рассказывали, как вообще строился мир Арды, с историко-лингвистической точки зрения. Это на самом деле интересно, хотя от заявленной темы и далеко.

О фэнтези. Толкина почему-то без тени сомнения считают родоначальником фэнтезийной литературы, хотя ВК и близко рядом не стоял. Мне кажется, в этом виноваты эльфы. Хотя эльфы Толкина и фэнтезийные эльфы сходны между собой исключительно названием, некоторой канон в их изображении был все-таки создан. Высокие, светло- или темноволосые, прекрасные, мудрые и очень одаренные, как воински так и творчески. С чуть-чуть нечеловеческой логикой. И почему-то остроухие, хотя я не уверена, что у Толкина где-то про форму ушей было сказано. Тут уместно напомнить, что подобное изображение эльфов существовало и раньше, но оно было размыто по мифам, легендам и всевозможному эпосу, а Профессор свел все это воедино. Последующие авторы радостно подхватили образ, уже не заморачиваясь истоками его создания. Ну и поскольку эльфы уже были не толкиновские, каждый автор вносил в них что-то свое. И поползли по фэнтезийной литературе глупые, жестокие, надменные, подчеркнуто сексуальные, а так же темные, светлые и всех цветов радуги эльфы и эльфоподобные народы. Но все как один прекрасные (вот вы встречали хоть одного некрасивого эльфа?), одаренные и остроухие.
Ах да! Эльфы еще и бессмертны. Вот тут, кстати вопрос невероятно интересный! Для меня по ходу лекции стало открытием, что эльфы Толкина не просто смертны, а по-настоящему смертны. Помните, людям был дан дар свободного выбора? И после смерти они проходили через чертоги Мандоса на выход - за пределы Арды. Никто не знает куда они уходили, но тут важен сам факт: дух уходил, вольный выбрать себе дальнейшее существование по вкусу. У эльфов шансов не было. Они всем своим существом были связаны, вплавлены в мир Арды, неотделимы от него. Их существование длилось, пока был жив мир. Они жили долго, очень долго, но так же рождались, старели и наверно даже умирали. Их можно было убить, но после смерти они оставались в мире, тенями бродя по чертогам Мандоса. И если бы мир Арды разрушился, умер - эльфы кончились бы тут же, причем сразу все, без исключений. В этом отношении можно грубо, очень грубо сказать, что у них нет души. Души, как самостоятельной сущности, способной после смерти тела отделиться и куда-то уйти. Их душа - душа мира.
И чем нас радует фэнтези? Чаще всего реальным бессмертием, либо, что не оговаривается, очень долгой жизнью. И при этом очень человеческой логикой. То, что существо, прожившее достаточно долго, испытавшее многое (а опыт имеет свойство накапливаться и менять восприятие) будет думать как-то иначе...
Да, будем справедливы. Я не отрицаю существования очень качественной фэнтези, которая на той же основе строит по-настоящему интересный мир с по-настоящему интересной историей и интересными событиями. Но такой не много. И многообразие рас там не главное. И вечнозеленых протагонистов там тоже чаще всего нет. Вернее есть, но не в главных действующих лицах. Или их присутствие обосновано, а действия логичны. И логика эта прописана.
Вернемся к лекции. Не буду рассказывать про эльфийский язык, желающие легко найдут, как именно Толкин его строил. Даже я, никогда особо этим не интересовавшаяся, примерно представляю как, информация не очень глубоко закопана. Интересно другое - эльфийских языков 12. Двенадцать! Одной квеньи штуки четыре, она сильно менялась в процессе. А еще есть имена. Значимые, часто многозначные, звучные и по-разному звучащие в зависимости от языка. Оля, даже не упоминай про эффект Телепорно, не снижай пафос :)
Ииии, имена! Вот скажите мне, почему в 90% прочитанной мной фэнтези имена эльфов все на "эль"? По-че-му? И почему они такие сложные и еще с апострофами сверху? Хотя апострофами чаще грешат темные, но там другой канон.
О! Вот оно! Канон! Традиция. Если ты эльф - у тебя практически нет возможности зваться легко, просто и звучно. Феанором ты не будешь. Элениэль какой-нибудь'как'ой-нибу'дь, или, если сильно повезло, то просто Элениэль. А если, не дай автор, ты еще и темный, то в имени почти гарантирован набор шипящих согласных.
Ладно, вернемся к заявленной теме. Во всем виноваты эльфы. Они являются основой фэнтезийного мира и только из-за них Толкина относят к родоначальникам этого жанра. Профессору просто не повезло. Создать настолько богатый, проработанный и при этом понятный мир, что всем остальным и выдумывать-то ничего не пришлось, бери готовое и трансформируй в меру своего разумения.

О магии и артефактах я уже говорить не буду. Кстати, вы замечали, что в ВК магии практически нет, а артефакты в большинстве своем - зло? Одни Палантиры чего стоят.

И последнее, об авторе лекции. Некто Евгений Викторович Соснин, канд. филол. наук, сотрудник НГОНБ. Меня на протяжении всего общения не покидало странное ощущение. что я его раньше видела. Сильно раньше, году этак в 96, когда я была одиннадцатиклассницей, а в универ пускали всех подряд, я ходила на филфаковский спецкурс по английской литературе, где очень подробно разбирали как раз Толкина. И была там пара людей, которые прочли явно не только Хоббита, ВК и Сильмариллион. Они делали доклад, уже не помню на какую тему. Автор лекции из тех людей, которые сильно не меняются с возрастом, а у меня неплохая зрительная память. Жаль не удалось это проверить и уточнить, но мне приятно думать, что я не ошиблась, пусть даже это и не так.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment